01/08/2023
Валерий Хаит:
С первым августа вас! А значит, со свежим номером «Фонтана»!
И опять он у нас ИМЕННОЙ: автор всех текстов в нем – наш многолетний друг и постоянный автор Наташа Хаткина.
http://fontan-humor-odessa.com/index.php/fontan-arhiv/vse-nomera/2319-fontan-natali-khatkinoj-zhurnal-odnogo-avtora
Правда, редакторская колонка, простите, опять моя.
Но на этот раз она вся о ней – о Наташе, о Наталье Викторовне Хаткиной – такой талантливой и так рано ушедшей…
ХАТУНЬКА
Так многие годы я обращался в письмах к Наташе Хаткиной. И она всегда радостно откликалась…
А познакомил меня с Наташей Слава Верховский – к тому времени уже постоянный автор «Фонтана». Было это в году, кажется, 1999-ом, то есть еще в прошлом веке. Я был по каким-то делам в Донецке, мы шли с Верховским по улице, вдруг он как-то заволновался и шепнул мне: вон видите навстречу женщина идет, видите?.. О! это Наташа Хаткина, она писательница, член Союза, я вас сейчас с ней познакомлю!.. Если вы ее уговорите писать для «Фонтана», о! я вам обещаю, вы меня будете всю жизнь благодарить!.. Наташа, здравствуй! Это Валерий Хаит – редактор «Фонтана», помнишь, я тебе рассказывал… А это Наташа, познакомьтесь, пожалуйста…
Наташа при ближайшем рассмотрении оказалась милой молодой женщиной, одетой правда, чуть экстравагантно. Мы поздоровались, поулыбались друг другу, и Славик горячо зашептал: скажите, скажите, что вы давно мечтаете печатать ее в «Фонтане»! Я с удовольствием это повторил, Наташа продолжала сдержанно улыбаться: «ну я не знаю, подойдет ли вам…» Славик шептал: подойдет-подойдет!.. Она грозила ему пальцем, словом чувствовалось, что они очень дружны, и что Славик в этой дружбе младший…
С той встречи в Донецке автор Наталья Хаткина стала своим человеком в «Фонтане». Веселые рассказы и стихи, разнообразные тексты для детского раздела «Фонтанчик», веселые гороскопы и календарики, стихи к случаю, рифмованные подписи под рисунками и фотографиями – не было жанра, в котором Наташа не проявляла бы свое невероятное умение и профессионализм. У нее чуть ли не сразу же появились свои читатели, причем и среди детей тоже. Многие не просто ждали выхода очередного номера журнала, они ждали Хаткину!
Ждали с нетерпением новые Наташины тексты и мы в редакции. Сколько настоящих редакторских праздников подарила мне Наташа! Когда разорвав конверт, а с появлением Интернета, открыв электронную почту, я начинал читать ее тексты, то часто ловил себя на том, что начинаю хлопать ладонями по коленям и взвизгивать от удовольствия... Немедленно в номер! Сколько там? Два разворота? Да хоть три!.. Хаткина!..
Я особенно помню один такой праздник, когда Наташа написала и прислала мне свою виртуозную сказку „Невесты из Дразнилии”. Ее хотелось читать вслух колегам и друзьям, я мгновенно представил себе, как бы это замечательно выглядело на театральной сцене. „Невесты...” Хаткиной живо напомнили мне не только кирсановский „Сказ о царе Максе-Емельяне...”, который я еще в конце 60-ых видел в блестящем исполнении артистов театра МГУ „Наш дом”, но и филатовскую „Сказку про Федота-стрельца...”
Прошло некоторое время и мне удалось уговорить Наташу приехать в Одессу и поработать в редакции, тем более, что к тому времени она уже стала членом редколлегии „Фонтана”. Наташа читала и комментировала письма читателей, готовила к публикации тексты наших авторов, ну и, конечно, писала свои новые рассказы и стихи.
Она побыла у нас чуть ли не месяц, это было незабываемое время, Наташа часто и умело что-то готовила, мы вместе обедали, пили чай. В редакции стало уютно; даже Наташины домашние тапочки, в которые она по старой библиотекарской привычке, переобувалась, придя на работу, тоже вносили во все это ощущение домашности.
Когда у Наташи появился компьютер, мгновенно ею освоенный, у нее, судя по всему, начался творческий подъем: с тех пор в нашем портфеле всегда было несколько ее рассказов, много стихов и взрослых и детских. Вообще Наташа, в смысле решения чисто литературных задач, была очень дерзкой и умелой. Как-то я пожаловался ей, что никто не берется отрецензировать книжку нашего замечательного фонтанского автора поэта Миши Векслера «Песня о страусе». Через некоторое время Хаткина прислала изысканный, с удивительным пониманием особенностей парадоксального векслеровского дарования текст, который тут же с удовольствием напечатали в нашем одесском литературном альманахе «Дерибасовская-Ришельевская».
Один из Наташиных приездов в Одессу совпал по времени с выходом четырехтомника М. М. Жванецкого. Помню, я получил его с дружеской надписью автора и принес в редакцию похвастаться. Наташа несколько дней читала его, внимательно разглядывала удивительные иллюстрации, сделанные другом М. М. тотально талантливым Резо Габриадзе, что-то выписывала и записывала. Через несколько дней, уже из дому она прислала мне свою статью о четырехтомнике классика, уже одно название которой – «Война и мир Михаила Жванецкого» заставило мое сердце дрогнуть – это было точно в десятку. При чтении статьи ощущение точности только усилилось: так глубоко и серьезно о Жванецком мало кто писал, а сравнение М. М. с толстовским капитаном Тушиным я считаю у Хаткиной просто гениальным. Я тут же отправил Наташину статью моему другу редактору «Московских новостей» Виктору Лошаку и через некоторое время был счастлив узнать, что статья Наташи не только напечатана в тогда еще невероятно популярном еженедельнике, но и признана коллективом «МН» одной из лучших…
Что же касается нашего журнала, то Наташин профессионализм и готовность откликнуться на любую просьбу тоже не раз меня выручали. Как-то, готовя первоапрельский номер, я никак не мог придумать, о чем писать в редакторской колонке: все оказывалось банальным, много раз пережеванным. Позвонил Хаткиной по какому-то делу и заодно пожаловался на отсутствие идей. Она мне ничего не сказала, но через минут двадцать прислала стихотворение, которое я тут же и поставил вместо своей колонки. Вот этот блестящий, на мой взгляд, Наташин экспромт:
ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЕ МАРТА
Апрель – мрачнеют юмористы:
Ждет человечество острот
Глубокомысленных и быстрых.
А вдруг не выйдет? Не пройдет?
В убогом нашем государстве
Смеются лишь дурак и тать.
Какое низкое коварство –
Полуживого забавлять!
Не для забавы, не для хлеба
Апрельский затеваем пир.
Быть может, по веленью неба
Щекочем полудохлый мир.
Попроще лица, юмористы,
Пора работать головой!
И пусть взметает смеха брызги
«Фонтан» любви, пока – живой.
А как блестяще писала Наташа всякие посвящения и приветствия друзьям, вообще стихи по случаю… В этом она вообще была большой мастерицей. Помню, мы в «Фонтане» даже завели альбомчик для таких посвящений. Так за короткое время чуть ли не половину его страниц заполнила Наташа. Сколько же там сохранилось ее замечательного остроумия, теплоты, доброты, симпатии к авторам и сотрудникам журнала, часто бывавшим в «Фонтане» друзьям и просто хорошим людям, которых вокруг Наташи всегда было много. Что, увы, как это часто бывает с по-настоящему талантливыми людьми, так и не спасло ее от одиночества…
Я не знаю подробностей ее ухода…
Мне кажется, что ей все же в жизни не хватало эгоизма что ли…
В ней была какая-то жертвенность, готовность терпеть, даже страдать…
Что делать, иногда большой талант сочетается с самоуничижением, с самоотвержением…
Единственная надежда: там, где она сейчас пребывает, Наташе хорошо.
Во всяком случае, заслужила она это как никто другой…
И в завершение два моих посвящения Наташе.
Из того же альбомчика…
НОВОГОДНЕЕ
Люблю я Хаткину Наташу,
Когда без спутников, одна,
Нам плов, пюре и даже кашу
Готовит на плите она.
Ничуть не меньше обожаю
Наташу Хаткину, когда
Шедевр очередной рожает,
Являя подвиг нам труда.
Особенно ж ценю Наталью,
Когда, спокойная вполне,
Она обнять себя за талью
Нет-нет да и позволит мне.
В любой, короче, ипостаси
(Хоть это слово не терплю)
Я – равнодушный к женской массе –
Наташу Хаткину люблю.
И в настроенье новогоднем,
Неизъяснимых полон сил,
Наташу Хаткину сегодня
Весь день бы на руках носил...
НАТАШЕ ХАТКИНОЙ
«Фонтан» стоит не на китах,
А на китихе – прочно.
Насчет китов мы просто так,
Насчет китихи – точно!
Читатель с нетерпеньем ждет,
Разинув рта карманчик,
Что из китихи вновь забьет
«Фонтан» или «Фонтанчик».